Страница психолога

Хочет ли ребенок в школу?

Ребенок стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки. Пусть он еще не полностью осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой. Это стремление стать школьником, выполнять правила поведения и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника».

   Приемы формирования мотивационной готовности:

  1. Рассказы о том, что значит быть школьником, какие обязанности он там будет выполнять.

2.На примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

3.Совместное чтение художественной литературы, организация книжного уголка, обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения важной проблемы, рассказы родителей о своих любимых учителях, показ фотографий.

4.Подчеркнуть значимость учебного труда для всех членов семьи.

5.Формирование уважительного отношения к учителю связано с формированием уважительного отношения к взрослому.

 

Нужно ли уметь читать?

Интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения). Хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое обеспечивает регуляцию внимания, памяти, мышления, воображения.

Сейчас печатается огромное количество книг с играми, упражнениями на развитие психических процессов. Ими можно воспользоваться. Но помните, как только интересное и новое становится обязательным, обременяющим, оно не приносит должного результата.

Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Но всегда есть дети интеллектуально пассивные. Им требуется развивать любознательность.

Н. Рыжова считает, что экспериментирование, наблюдение, коллекционирование – деятельность, которой ребенок охотно занимается и которая дает очень много для подготовки к школе.

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление.

 

Умеет ли ребенок слушать?

Будущему ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Давая ребенку задания, попросите его повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что он  все услышал  и правильно понял. В более сложных случаях попросите ребенка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами.

Важно одно: приучать ребенка действовать строго по заданию.   Как только ребенок начинает уклоняться в сторону,  придумывать что-то свое, противоречащее поставленной задаче, следует возвращать его к исходному замыслу. Если это не удается, занятие нужно прекратить. Тут подойдут:

* Графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники под вашу диктовку или по заданному образцу. Можно попросить вычеркивать определенную букву в предложенном тексте.

* Аппликации и рисунки с предварительной разработкой плана, композиции. Аппликации по образцам разного вида.

* Последовательный пересказ сказок по схематическому плану.

* Конструирование по наглядному образцу, по расчлененному и нерасчлененному чертежу, по словесному описанию.

* Разрезные картинки, головоломки.

 

Хасанов А.Е. «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу».

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если Вы согласны с ним, поставьте рядом с ним 1 балл».

1 Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?

  1. Вы опасаетесь, что придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть?
  2. Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладевает чтением, письмом, счетом?
  3. Вы думаете, что он сможет быть лучше всех?
  4. Вы считаете, что дети-первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?
  5. Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к Вашему ребенку?
  6. Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребенка?
  7. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?
  8. Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?
  9. По Вашему мнению, в таком возрасте ребенок лучше обучать дома, чем в школе?
  10. Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
  11. Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
  12. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
  13. Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?
  14. Вы уверены, что дети — первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?

   Подсчитайте, какое количество баллов Вы набрали.

10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте с ним в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.

5 – 10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для вас – не быть беспечным и невнимательным.