Воспитательная работа в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО) направлена на личностное развитие воспитанников и их приобщение к традиционным ценностям российского общества, правилам и нормам поведения в обществе. Это реализуется через реализацию Программы воспитания — компонента основной образовательной программы ДОУ. Программа включает цели, задачи, направления и методы работы.
Цели
Общая цель — личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации на основе традиционных ценностей. Это предполагает:
- формирование первоначальных представлений о ценностях, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
- формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
- становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами
Задачи
Некоторые задачи воспитательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС:
- Развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.
- Формирование инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.
- Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
- Воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, умения общаться с разными людьми.
- Объединение воспитательных ресурсов семьи и ДОУ на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества.
Направления
Воспитательные задачи, согласно ФГОС ДО, реализуются в рамках образовательных областей — социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития. Например:
- Патриотическое направление— ценности Родины и природы.
- Социальное направление— ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества.
- Познавательное направление— ценность знания.
- Физическое и оздоровительное направление— ценность здоровья.
- Трудовое направление— ценность труда.
- Этико-эстетическое направление— ценности культуры и красоты.
Методы
Для реализации целей и задач воспитательной работы в ДОУ используются, например:
- Игровая деятельность— приоритет отдаётся творческим играм (сюжетно-ролевым, строительно-конструктивным, играм-драматизациям и инсценировкам) и играм с правилами (дидактическим, интеллектуальным, подвижным, хороводным).
- Совместная деятельность в образовательных ситуациях— ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению Программы воспитания.
- Экскурсии, целевые прогулки, походы(совместно с родителями) — помогают дошкольнику расширить кругозор, получить новые знания об окружающей социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней.