Страница логопеда

Содержание:

1 Научите ребенка говорить красиво
2 Он скажет всё
3 Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе «В гости к Митрошке»
4 Игры на выделение первого звука в слове и подбор слoв на заданный звук
5 Игры, обучающие детей звуковому анализу слова
6 Особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
7 Речевое развитие детей и игровая деятельность
8 Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС нового поколения
9 Презентации

Научите ребенка говорить красиво

Речь – основа человеческого разума. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают опыт, согласовывают действия. Она регулирует наше поведение, формирует личность, характер, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Поэтому нужно и можно помочь ребенку научиться правильно и красиво говорить.

Во-первых, ребенок должен родиться с нормально развитым речевым аппаратом (мозг, носоглотка, легкие, язык, губы, щеки, зубы, мягкое нёбо и нижняя челюсть).

Зависит ли это от родителей? Безусловно, зависит. Ведь в начале беременности закладываются центральная нервная система и основные жизненно важные органы ребенка. Родителям надо только вести правильный образ жизни, излечить свои болезни и следить за течением беременности матери, которая должна правильно питаться, отказаться от курения, спиртных напитков, остерегаться заболеваний и травм.

Но вот ребенок благополучно родился. Теперь ему необходим хороший уход. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слыша слова, малыш начинает и сам произносить их. Однако, даже при незначительном снижении слуха, он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому надо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболевании  органов слуха – своевременно лечить.

Следует беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать носом, предупреждать хронический насморк. Оберегайте детей от травм, инфекций и хронических заболеваний.

Все это были предпосылки физического здоровья. Но нельзя забывать и об умственном здоровье, ведь интеллектуальное и речевое богатство ребенка зависит от того, как вы общаетесь с ним. Старайтесь больше разговаривать с ребенком, независимо от того, что вы делаете: кормите, пеленаете, одеваете, укладываете спать или играете во время бодрствования. Повторяйте с малышом звуки, которые у него появились самостоятельно (гуление, а затем лепет). Называйте предметы, действия во время игры, вводите в мир звучащих игрушек.

В разговоре с малышом следите за своим произношением, говорите с ним неторопливо, четко произнося все звуки и слова. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, с которыми малыш часто общается. Вывод – вовремя надо исправлять звуки окружающих. Ребенку нужен совершенно правильный образец речи для подражания. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употребляя усеченные слова или звукоподражание (Где бибика? Ляля хочет бай-бай), сюсюкать.

Не рекомендуется заставлять малыша повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихи, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Это может привести к заиканию или искажению звуков.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда они ему ещё не доступны. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных возрастных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Допускается неправильное произношение звуков Р, Л до пяти–шести лет, звуков Ш, Ж, Ч, Щ, Ц — до четырех–пяти лет, звуков С, З – до трех–четырех лет. При нарушении этих сроков следует обратиться к специалисту — логопеду.

Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, что бы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. Не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать правильный образец (Ты умеешь говорить Р. Скажи слово так, чтобы ясно было слышно Р: хорррошая). Чтобы закрепить это слово, можно предложить малышу обыграть его.

Занимайтесь с ребенком дома, читайте ему книги, рассматривайте иллюстрации, предлагая пересказать содержание сказки (рассказа). Если ребенок ошибся, не следует перебивать его, надо предоставить ребенку возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать дать ответ попозже (когда он поспит). Взрослый за это время сможет подготовиться. Тогда малыш не только получит правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника. С особым удовольствием дети слушают наши рассказы. Ведь нам тоже читали и рассказывали в детстве. А потом мы сами читали … Вечные книги связывают поколения, а в общении с ребенком создают радостную атмосферу родного дома – самого лучшего места на земле.


Он скажет всё

Несовершенства детской речи принято считать возрастной закономерностью в младшем дошкольном возрасте, которая изживается сама собой, но есть индивидуальные особенности у детей, которые не дают в полной мере усвоить звуки к 5 годам. В этом возрасте овладение правильным звукопроизношением затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей, сознательного отношения к несовершенствам своего произношения. Вместе с тем, положительными факторами являются: высокая подражательность, стремление к  игровым действиям, эмоциональность —  вот на эти положительные факторы мы будем делать упор, когда будем заниматься с ребёнком.

Привлечь внимание маленьких детей легко, но удержать сложнее, поэтому опираться мы должны на положительные факторы и помогут нам в этом игры, развивающие речь, для  детей от 3 до 5 лет.
     

Радужный альбом
Приготовьте альбом. В нём должно быть семь листов по количеству цветов в радуге. На каждом листе вверху нарисуйте цветную полосу в виде дуги (по порядку, как в радуге). Теперь вам вместе с ребёнком предстоит работа не на один день: вырезайте из журналов и старых каталогов одноцветные картинки и наклеивайте в альбом на страницу с соответствующим цветом. Можно вырезать разные фигурки из цветной бумаги.

     Радужная аппликация
Приготовьте наборы полос из цветной бумаги или из цветной самоклеющейся бумаги. Всего должно быть два комплекта (по ½ полоски на радугу). Один комплект наклейте на бумагу сами, завершить радугу предложите вашему ребенку. Следующий этап: вырежьте из той же бумаги разные фигурки – можно просто кружочки с забавными рожицами. Предложите ребенку наклеить цветные рожицы на нужную полоску.
     

Мозаика из бумаги
Эта техника очень полезна для развития мелкой моторики. Нарисуйте на бумаге контур будущего изображения. Для маленьких деток это может быть какой-нибудь предмет – бабочка, цветы, сердечко, цыплёнок, т.е. без мелких деталей. Затем вырежьте фигуру. Заготовьте небольшие кусочки цветной бумаги. лучше, если малыш сам заготовит их, порвав цветную бумагу или цветные картинки из старых журналов. Можно использовать вырезанные дыроколом  разноцветные кружочки. Намажьте клеем вырезанную форму и заполняйте её бумажными кусочками. Полученную деталь приклейте на фон. Детям постарше можно выполнять и более сложные работы – сюжетные композиции, наклеивая кусочки сразу на фон, предварительно нарисовав контуры фигуры, которую нужно заполнить. Примеры тем: цветы в вазе, кораблик на реке, рыбки в аквариуме  и т.п.
     

Объёмная аппликация
С этой работой справиться и трёх летний ребёнок. Приготовьте цветные полоски бумаги. Шириной до 1 см. Длина зависит от темы работы. Ребёнок склеивает полоски так, чтобы получались колечки. Что можно сделать из таких колечек? Гусеница. Нарисуйте на бумаге линию – гусеницу и предложите малышу наклеивать колечки вдоль этой линии, стараясь не оставлять между ними свободного места. На колечко-голову наклейте глазки и усики.
     

Спрягаем и склоняем
Для игры Вам понадобятся фишки или другие  предметы, с помощью которых можно подсчитывать очки. Играть  эту игру можно и вдвоём, и большим количеством. Ведущий задаёт вопросы, игроки по очереди отвечают и за каждый правильный ответ получают фишку. Например: Что можно купить? (платье, костюм, брюки) Что можно варить?  Что можно читать? Чем можно рисовать? Чем можно писать? Что может летать?  Чем можно кушать? Что может плавать? И т.д.

С помощью этих нехитрых игр  можно заниматься с ребенком  развитием мелкой моторики, расширением его словарного запаса и развитием речи в общем.

Удачи Вам!


Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе «В гости к Митрошке»

mitroshka

                                                                      Подготовили и провели:
Муз. руководитель: Мачихина С.Л.
Воспитатель: Тихонова Н.Б.
Учитель-логопед: Чижова С.Г.

2014-2015 учебный год


Цель
: обобщать знания детей о русском  фольклоре: пословицах, народных песнях, русских народных инструментах, хороводах,  частушках – небылицах.

Задачи:
Образовательная область «Музыка»
-способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;
-закреплять умение петь самостоятельно индивидуально и коллективно с музыкальным сопровождением и без него;
-знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов
Образовательная область «Социально-коммуникативная»
-продолжать воспитывать  дружеские  взаимоотношения между детьми
Образовательная область «Речевая»
-пополнять литературный багаж пословицами, небылицами;
-развивать чувство юмора у детей
Образовательная область «Познавательная»
-продолжать формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с русской народной культурой
Образовательная область «Физическое развитие»
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Атрибуты:
1 Письмо в конверте;
2 Карта путешествия;
3 Инструменты  по количеству детей;
4 Расписной самовар;
5 Избушка;
6 Картинки с изображением инструментов;
7 Баранки по количеству детей;
8 Стульчики по количеству детей.
Музыкальный репертуар.
1. «Вологодские кружева» Р.н.м.
2. Валеологическая песенка-распевка «Здравствуй»
3. Коммуникативная игра «Ты шагай»
4. По куплету из русских народных песен:
«Как пошли наши подружки»;
«Ах, вы сени»;
«Я на горку шла»;
5. Хоровод «На горе-то калина» Р.н.п.
6. Русский народный танец «Ах ты, береза»
7 Записи голосов инструментов: балалайка, гармонь, рожок, колокольчики
8. «Русский наигрыш». Народная мелодия
9.Частушки – небылицы
10. Песня-танец «Пых, пых самовар»
Предшествующая работа:
Подготовить карту путешествия, оформление зала в народном стиле, разучивание с детьми пословиц и поговорок о русской песне, частушек – небылиц, проводится беседа о народных инструментах.

mitroshka-1

Ход занятия: Под русскую народную мелодию «Вологодские кружева»  дети заходят в зал.
Валеологическая песенка-приветствие «Здравствуй!»
Солнышко ясное, здравствуй!
Небо прекрасное, здравствуй!
Все мои подружки, все мои друзья!
Здравствуйте, ребята, как люблю вас я!
Логопед:  Как много у нас друзей, с которыми мы можем поздороваться. Посмотрите, у нас сегодня гости, с которыми мы тоже можем не только поздороваться.
Логопед:  Дети, на адрес нашего детского сада  пришло письмо (открывает). Да, там приглашение (читает).

mitroshka-2

Здравствуйте, детишки,
Озорники и шалунишки!
Я – самовар Митрошка
Из деревни Гармошка.
В гости вас к себе зову,
Сладким чаем  угощу.
Жду вас всех в своей избушке
Возле леса на опушке.
Чтобы вы поторопились,
Чтоб в лесу не заблудились
Посылаю карту вам —
Я ее составил сам!
Вот она, карта. Ну что, ребята, отправимся в гости к новому другу —  самовару Митрошке?  (да)

Путешествие, ребята,
Не дается без труда.
Отвечайте дружно, хором,
Вы к труду готовы?
Дети: да!
Народная пословица гласит: «Песню запеваем – дорогу коротаем».  С.Л. будет петь начало песни, допевать же будем вместе!
Логопед:  Как пошли наши подружки
В лес по ягоды гулять
Дети: Дело, дело, дело, да
В лес по ягоды гулять
Логопед:  Ах вы, сени, мои сени,
Сени новые мои
Дети:  Сени новые, кленовые,
Решетчатые!
Логопед:. Я на горку шла,
Тяжело несла
Дети: Уморилась, уморилась,
Уморилася
Логопед: И правда, что-то я уморилась. Давайте присядем, отдохнем (садятся на стульчики). Когда мы отправлялись в путь, я вам сказала русскую народную пословицу про песню. Вы её запомнили? Давайте вместе  её повторим: «Песню запеваем – дорогу коротаем». А какие вы знаете пословицы про песню?
1 реб. С песней хоть за три моря!
2 реб. Беседа дорогу коротает, а  песня – работу.
3 реб. Где песня льётся, там легче живётся.
4 реб. С песней душа растёт!
5 реб. Поселись там, где поют.
6 реб. Хорошая песня дух бодрит.
7 реб. Весело поётся, весело и прядётся.
8 реб. С песней работать легче.
9 реб. Спели малость и прошла усталость.
10 реб. Без песен мир тесен.
11 реб. Хорошо в пути, если с песней идти.

mitroshka-3

Логопед:  Вот и нам пора  дальше в путь.  (Смотрит в карту)
Впереди у нас гора
Высока и широка
Мы ее обойдем
Если песню про нее споем.
Логопед: Ну, какую же песню про гору,  мы споем?
Дети: «На горе-то калина»
Логопед: Скажите, а это песня или хоровод?(ответ детей). В хоровод скорей вставайте
Громко песню запевайте!
Исполняют хоровод «На горе-то калина»
Логопед:      Ой, пока мы гору обходили,
Да пословицы  говорили,
Очутились на лугу
Что- то вам я покажу
Видите —  стоит избушка
В ней  живет наш друг Митрошка
Вы к избушке подойдите
И тихонько постучите
 Из домика выходит Сеструшка-Веселушка 

mitroshka-4

Веселушка. Здравствуйте, ребята.
Я – сеструшка-Веселушка
И Митрошкина подружка
Вместе в домике живем
И гостей к себе зовем
Самовар уж закипает
И баранки поспевают
Но готова хоть сейчас
С вами я пуститься в пляс!
Русский танец «Ах ты, береза»
Веселушка. Пойду, посмотрю не закипел ли самовар, а вы  пока отгадайте мои задания. (отдаёт конверт, уходит в избушку).
Логопед: (открывает конверт и читает)
Отгадайте загадки:

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.(Гармонь)
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны,
Но она любовь страны.(Балалайка)
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок тонкий,
Голосок звонкий.(Балалайка)
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент
Самый русский инструмент. (Балалайка)

Нужно отгадать звучание русских народных инструментов и рассказать для чего их использовали.  Слушайте .

mitroshka-5

 1 Колокольчики (привязывали на шею коровам, козочкам чтоб не потерялись.)
2. Свистульки (Чтобы забавлять детей)
Логопед: А из чего их делали? (из глины, дерева)
3. Рожок (из рогов коровы. Чтобы пастух быстрей собрал коров в стадо. Они шли на звук рожка.
4. Балалайка.(из сухого дерева, потом натягивали 3 струны расписывали и играли)
5. Гармошка. (это духовой инструмент, под нее пели и плясали)

Логопед: А вот еще одна хитрая загадка: Назовите музыкальный инструмент, который у каждого человека всегда с собой? (голос).
Логопед: голосок наш так хорош, он  частушки нам споет
Частушки – небылицы
1реб. Сидит ежик на сосне —
Новая рубашка,
На головке – сапожок,
На ноге – фуражка.
2реб. На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
3реб.  Под овином две сороки
Жарили варенье.
Куры съели петуха
В это воскресенье!
4реб.  У козла в бороде
Жили две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.
5реб.  Дед кудрявый, без волос
Тоненький, как бочка
У него детишек нет,
Только сын да дочка!
Логопед: Ребята, это какая – то чепуха у вас получилась, а не частушки! Разве так бывает: куры съели петуха,  корова сапоги надевает, у козла в бороде живут лягушки…
Конечно, это смешно, но ведь так не бывает! Как же это называется?
Дети: Небылицы!
Логопед: Конечно, небылицы! Ведь русский народ любил сочинять шутки. А я знаю такую смешную небылицу. Хотите  её услышать? (ДА)
Слушайте!
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.

«Тпру!» — сказала лошадь, а мужик заржал.
Лошадь пошла в гости, а мужик стоял.

Лошадь ела сало, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.

Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.

Я схватил дубинку, разрубил топор,
А по нашей кошке пробежал забор.

Логопед: Сесетрушка-Веселушка, Самовар-Митрошка, мы выполнили все ваши задания.
(Голос из домика: Слышим, слышим!)
Выходит Самовар
Здравствуйте, ребята,
Я – самовар Митрошка.
Это я позвал вас в гости,
Хочу с вами подружиться
Вместе будем веселиться!
Дети вместе с самоваром танцуют «Пых, пых самовар» 
Логопед: Ребята, вам понравилось путешествие?
Дети: Да.
Логопед:  У нас появились новые друзья, кто они?
Дети: Самовар Митрошка, сеструшка –Веселушка.
Логопед: Ну что ж, наше занятие подошло к концу и мы всех приглашаем пить чай с баранками.

mitroshka-7


Игры на выделение первого звука в слове и подбор слoв на заданный звук

«ЗВУКОВОЙ СВЕТОФОР»

Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.

Материал: не требуется.
Ход игры. Выбирается водящий («светофор»), он становится в центре площадки и называет любой звук.

Остальные дети называют слова на заданный  водящим звук (слова не должны повторяться). Те дети, которые не нашли слов, пытаются перебежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный последним становится на место водящего.

 «МАГАЗИН»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.

Материал: не требуется.

Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель»), он задаёт звук, на который  дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:

Дзынь-дзынь-дзынъ,
Открываем магазин.
Заходите, заходите,
Покупайте, что хотите.

Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на звук  Р».

Дети говорят слова на заданный звук и изо­бражают эти предметы с помощью мимики и жестов.

 «СЛОВА-ДРУЗЬЯ»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук: развивать мыслительные операции.

Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т.д.).

Ход игры. Дети берут на столе картинки, схо­жие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.

«ИМЕНА»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: мяч.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч детям, предлагает им называть своё имя и на первый звук имени также назвать любимый предмет: Например, воспитатель говорит: «Меня зовут Ирина Петров­на, я люблю ириски».

 «КАКОЕ СЛОВО ХОТЕЛ НАПИ­САТЬ ХУДОЖНИК?»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.

Ход игры. Воспитатель говорит; что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтём.


Игры, обучающие детей звуковому анализу слова

  «В КАКОМ КОРОЛЕВСТВЕ ЖИВЁТ ЗВУК?»

  Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

  Материал: рисунки с изображением королевы Гласной в красном одеянии и двух королей: старшего — в синей и младшего — в зелёной одежде; картинки с изображением разных предметов.

  Ход игры. Ведущий говорит детям, что им необходимо разложить картинки с предметами по королевствам. Для этого нужно определить первый звук в слове. Если этот звук можно про­петь и он тянется, то картинку нужно отнести к королеве Гласной, если звук нельзя пропеть и он звучит твёрдо — к старшему Согласному в синей одежде; если звук звучит мягко  — к младшему

Согласному в зелёной одежде. Дети берут кар­тинку, определяют первый звук в слове и относят к соответствующему герою.

 

          «ПОТЕРЯЛИСЬ ЖИВОТНЫЕ»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал: картинки с изображением животных, рисунки с изображением трёх домов (красного, синего и зелёного цвета).

Ход игры. Дети берут картинки с изображением животных. Ведущий говорит, что необходимо определить первый звук в названии животного и в каком доме оно живёт. Цвет дома соответствует характеристикам звуков: красный цвет — гласный, синий — согласный твёрдый, зелёный   —  согласный мягкий.

          «ЖИВОТНЫЕ ИЩУТ ДРУЗЕЙ»

Цель: упражнять детей в выделении первoго звука в слове и нахождении схожих звуков и парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал: картинки с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка, белка, бобёр, индюк, иволга).

Ход игры. Дети берут картинки с изображением животных. Ведущий сообщает, что открылось бюро друзей, где каждый может выбрать себе друга. Но так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали. Например: лиса [л’] — лось [л], муха [м] -—медведь [м’|, ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.


Особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Чижова С.Г., учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад «Светлячок»

      Поступление ребенка в школу — важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в школе необходимо готовить. Важно, чтобы дети владели грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Группа ведущих ученых (Р.Е. Левина, ГА. Каше, Г.В. Чиркина, А В. Ястребова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.  Установлено, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе.

В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)».   К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть, мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый – фонематический – слух.

Когда недостатки произношения проявляются преимущественно в виде смешения и замены различных оппозиционных звуков (по акустическим и артикуляционным признакам) и сопровождаются недоразвитием фонематических процессов (фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений), это означает, что речевой дефект распространяется на всю звуковую сторону речи. Встречающиеся при этом недостатки произношения есть лишь одно из проявлений такого состояния патологии речи, которое и принято обозначать как фонетико-фонематическое недоразвитие.

Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Фонетические нарушения речи выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин (например, анатомического отклонения в строении или движении артикуляционного аппарата – зубов, челюсти, языка, неба – или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других её компонентов.

Фонематические нарушения выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова.

Формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения. Дифференциация звуков речи, как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения.

Состояние звукопроизношения детей с ФФН характеризуется следующими особенностями:

  • замена сложных по артикуляции звуков более простыми, например: звук [ш] заменяется звуком [ф], звук [ж] заменяется звуком [в];
  • нестойкое употребление звуков в речи;
  • искаженное произношение одного или нескольких звуков;
  • не дифференцированное произнесение пар или групп звуков.

      Помимо нарушения звукопроизношения у детей с ФФН недоразвита фонематическая система языка, прежде всего фонематический слух, т.е. дети не различают фонемы в потоке речи. Если нарушение фонематического слуха касается большинства фонем, то страдает понимание речи.

У данной группы детей своевременно не формируются простые и сложные формы фонематического анализа, не сформирован фонематический синтез, и нарушены фонематические представления.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФН указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с оппозиционными звуками (например: па-ба, ба-па), при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук и т.д. Несформированность фонематического восприятия выражается в:

— нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
— неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
— затруднениях при анализе звукового состава речи.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.

Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФН наблюдаются общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е.Левина, Г. А. Каше, Л. В. Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФН включает:

– коррекцию звукопроизношения;
–формирование фонематического восприятия;
– подготовку к обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает:

– Уточнение, обогащение и активацию лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи.
– Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.

– Развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

а) У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков. Недоразвитие фонематического слуха приводит к нарушению звукового анализа и синтеза слов, что осложняет процесс подготовки к овладению грамотой и письмом. Ключевым моментом в коррекции речевых нарушений являются звуковой анализ и синтез, который должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

б) Система обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи включает: коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте и проводится по специальной коррекционной программе.

в) Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, своевременное обучение позволяет скорректировать дефект и подготовить детей к школе.

В преодолении многих речевых нарушений верным помощником является игра. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходиться сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

     Развитие слухового внимания

Без внимания к звучащей материи у ребёнка не сформируется правильное произношение, не выработаются навыки звукового анализа. Предлагаем вашему вниманию несколько игр, способствующих развитию слухового внимания.

     Игра № 1 «Где позвонили?»

Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Ребёнку завязывают глаза. Взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах комнаты. Ребёнок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами: звонит теперь ваш малыш, а вы угадываете направление звука.

     Игра № 2 «Скажи, что ты слышишь?»

Ребёнку предлагается закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал: щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих, вой ветра, лай собаки. Можно устроить соревнование между детьми и взрослыми или между маленькими друзьями: кто же услышит больше звуков? Игру очень хорошо проводить на прогулке.

     Игра № 3 «Тихо — громко»

Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию ребёнок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идёт на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно?

     Игра № 4 «Кто что услышит»

Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребёнок угадывает, каким предметом произведён звук.

     Игра № 5 «Продавец и покупатель» или «На кухне»

Для, этой игры потребуются жестяные коробочки. Вначале две, затем больше. Содержимое — различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробочке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится.

Не забудьте, что коробочки не открываются, а просто встряхиваются. Находясь с ребёнком на кухне, дайте ему послушать, как звучат при встряхивании в коробках разные крупы.

     Игра № 6 «Найди игрушку»

Ребёнок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти её, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

     Игра № 7 «Петух, наседка и цыплята»

Папа — петух, мама — наседка, ребёнок — цыплёнок. Мама стучит палочкой о стол. Сколько раз она стукнет, столько раз должен пропищать цыплёнок. 3 постукивания — ПИ-ПИ-ПИ. Столько же раз кукарекает папа.

ИГРЫ НА ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВЕ И ПОДБОР СЛOBНА ЗАДАННЫЙ ЗВУК

      «ЗВУКОВОЙ СВЕТОФОР»

Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданный звук; развивать память, мыш­ление, ловкость и быстроту реакций.

Материал: не требуется.

Ход игры. Выбирается водящий («светофор»), он становится в центре площадки и называет любой звук.

Остальные дети называют слова на заданный  водящим звук (слова не должны повторяться). Те дети, которые не нашли слов, пытаются пере­бежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный последним становится на место водящего.

           «МАГАЗИН»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.

Материал: не требуется.

Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель»),
он задаёт звук, на который  дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:

Дзынь-дзынь-дзынъ,

Открываем магазин.

Заходите, заходите,

Покупайте, что хотите.

Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на звук  Р».

Дети говорят слова на заданный звук и изо­бражают эти предметы с помощью мимики и жестов.

           «СЛОВА-ДРУЗЬЯ»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук: развивать мыслительные операции.

Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т.д.).

Ход игры. Дети берут на столе картинки, схо­жие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.

     «ИМЕНА»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: мяч.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч детям, предлагает им называть своё имя и на первый звук имени также назвать любимый предмет: Например, воспитатель говорит: «Меня зовут Ирина Петров­на, я люблю ириски».

           «КАКОЕ СЛОВО ХОТЕЛ НАПИСАТЬ                                    ХУДОЖНИК?»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.

Ход игры. Воспитатель говорит; что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтём.

ИГРЫ, ОБУЧАЮЩИЕ ДЕТЕЙ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВА

 «В КАКОМ КОРОЛЕВСТВЕ ЖИВЁТ ЗВУК?»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал: рисунки с изображением королевы Гласной в красном одеянии и двух королей: старшего — в синей и младшего — в зелёной одежде; картинки с изображением разных предметов.

Ход игры. Ведущий говорит детям, что им необходимо разложить картинки с предметами по королевствам. Для этого нужно определить первый звук в слове. Если этот звук можно про­петь и он тянется, то картинку нужно отнести к королеве Гласной, если звук нельзя пропеть и он звучит твёрдо — к старшему Согласному в синей одежде; если звук звучит мягко  — к младшему

Согласному в зелёной одежде. Дети берут кар­тинку, определяют первый звук в слове и относят к соответствующему герою.

          «ПОТЕРЯЛИСЬ ЖИВОТНЫЕ»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал: картинки с изображением животных, рисунки с изображением трёх домов (красного, синего и зелёного цвета).

Ход игры. Дети берут картинки с изо­бражением животных. Ведущий говорит, что необходимо определить первый звук в названии животного и в каком доме оно живёт. Цвет дома соответствует характеристикам звуков: красный цвет — гласный, синий — согласный твёрдый, зелёный   —  согласный мягкий.

          «ЖИВОТНЫЕ ИЩУТ ДРУЗЕЙ»

Цель: упражнять детей в выделении перво­го звука в слове и нахождении схожих звуков и парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал: картинки с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка, белка, бобёр, индюк, иволга).

Ход игры. Дети берут картинки с изо­бражением животных. Ведущий сообщает, что открылось бюро друзей, где каждый может вы­брать себе друга. Но так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали. Например: лиса [л’] — лось [л], муха [м] -—медведь [м’|, ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.


Речевое развитие детей и игровая деятельность

Чижова С.Г., учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад  «Светлячок»

   Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи.

Прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготов­лены.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становят­ся более точными и координированными.

Как в сюжетно-ролевых, так и в играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.

В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Я использую  игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития первоначальных трудо­вых навыков.

Многие игры актуализируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, подготавливают их к пониманию красоты.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию логопедом и воспитателем. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственно­го участия со стороны взрослых.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детейследует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, — так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они также формируют произвольное запомина­ние текстов и движении.

В дошкольном возрасте проводятся игры сюжетно-ролевые и с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

Чему учить в сюжетно-ролевой игре

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрос­лых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они неуступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе ее ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д.

В процессе игры приходится много разговаривать с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Я всячески побуждаю  детей обращать­ся с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность ребенка.

В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними. При этом они комментируют свои действия: «Мама наливает чай», «Шофер едет на машине». Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. «Я буду мама, а ты моя дочка», — говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. «Это у нас шофер», — решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль.

Первоначально игровая деятельность детей с общим недоразвитием речи носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.

Как учить сюжетно-ролевой игре

Обучение детей с общим недоразвитием речи сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем». Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом о содержании действий: «Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? Спать надо на кровати. На кроватке спит Катя». Учитывая, что у детей с общим недоразвитием речи рез­ко снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой целью я прошу  его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре.

Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая меня, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а я сопровождаю  словом не только свои действия, но и действия ребенка: «Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку».

Руководя сюжетно-ролевыми играми, я даю  качественную оценку действию («Я легко глажу волосы», «Кукла прыгает высоко»), обращаю внимание детей на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребенок наблюдает, разнообразные дей­ствия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.

Игровой опыт ребенка слишком мал, чтобы он мог сразу же выполнять действия в правильной последовательности. Наблюдая за игрой ребенка, можно заметить, что он часто укладывает куклу спать, не сняв с нее платье и даже пальто. Поэтому сначала необходимо показать порядок игровых действий и только потом давать задания типа: «Уложи куклу спать». Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой: «Я глажу Катю. Вот так: по головке глажу Катю. Не плачь, Катя. Жалею Катю. Обнимаю Катю. Катя не плачет. Смеется Катя!» Если игра проводится впервые, то необходимо «проиграть» весь речевой сюжет на глазах у детей. Играя, нельзя отвлекаться от сюжета: например, делать замечания детям или привлекать их к участию в игре, так как в этом случае теряется целостность восприятия сюжета.

Когда речевой сюжет или его фрагмент «проигран» полностью, его можно повторить уже с участием детей, побуждая их к выполнению игровых действий: «Погладь Катю! Вот так погладь Катю!.. Пожалей… Скажи: не плачь, Катя!» (сравните с первым образцом речи). Таким образом, я одновременно демонстрирую образцы и речевого, и игрового поведения.

В ходе игры мне необходимо искренне перевоплотиться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т.д. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). При общем недоразвитии речи ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой я показываю, что можно использовать карандаш или па­лочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совмест­ных действий.

Принимая во внимание характер игровой деятельности в млад­шем дошкольном возрасте и особенности детей с общим недоразвитием речи, им нужно давать такое количество игрушек, которое могло бы удовлетворять их индивидуальные запросы, так как первоначально коллективное использование игрушек таким детям недоступно.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Примерами таких игр могут быть следующие: «День рождения куклы», где все дети танцуют и поют; «По­езд», где все дети — пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играют с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у «продавца». В указанные игры дети вовлекаются постепенно.

Обучение детей практическим действиям (через игры с дидактической куклой) провожу  в форме занятия, а дальнейшее раз­витие игры и ее обогащение осуществляется воспитателем. Развитые сюжетно-ролевые игры логопеду следует использовать для актуализации имеющихся у ребенка речевых средств.

Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. К ним относятся дидактичес­кие, подвижные игры, игры-драматизации и т.д.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Чему учить в дидактических играх

   Особое место в педагогическом процессе в группах для детей с общим недоразвитием речи занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т.д.

Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.

В начале первого года обучения целесообразно проводить дидак­тические игры на различение (а затем и называние) цвета (красный, синий, желтый, зеленый), формы и величины предметов; на форми­рование числовых представлений (много, мало; больше, меньше); на различение неречевых звуков.

В ходе дидактических игр логопед развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, вос­питывает выдержку. (Ребенок должен отвечать тогда, когда его спра­шивают.)

Дидактические игры проводятся логопедом со всей группой (вме­сто фронтального занятия), с подгруппой и индивидуально. В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом», участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.

Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешоч­ке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (красного, жел­того) цвета», «Скажи, что звучит», «Как кукушка кричит?», «Как звенит колокольчик?», «Угадай и скажи, кто как кричит» направле­ны на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т.д.

С дидактическими игрушками дети могут играть индивидуально или коллективно.

Усвоив на занятиях определенную последовательность действий, они должны затем самостоятельно в свободное от занятий время скла­дывать пирамидку, собирать матрешку, подбирать грибочки по цвету. Для детей с общим недоразвитием речи большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Гули-гуленьки», «Паль­чик-мальчик»). В такие игры играют обычно 2—3 ребенка.

Полезно обучать детей играть в лото и разрезные картинки, в этих играх также участвуют несколько детей.

Большинство дидактических игр провожу со всей груп­пой детей в форме занятия. Приведем пример такого занятия. После ознакомления детей с игрушечной мебелью и игрушеч­ными постельными принадлежностями можно организовать игру «Купание куклы».

Цели:

—  ознакомление детей со словами и словосочетаниями (или уточ­нить их значение): купать, раздеть, снять (платье), намылить, вымыть, вы­тереть (живот, голову, спину);

—  обучение предметным действиям, выполнению их в определенной последовательности;
—  активизирование имеющегося словаря;

—  привлечение внимания к речи логопеда.

   Методические приемы: сопровождение всех действий с куклой речью взрослого, многократное употребление новых слов и словосочетаний в различных грамматических формах и синтаксических связях, варианты построения предложений, вопросы к детям.

Ход игры Все необходимое для купания куклы следует приготовить заранее. За­тем предлагаю детям сесть за стол и обращаюсь к ним со сло­вами: «Дети, сегодня мы будем купать нашу куклу. Я приготовила стул (ставит стул), ванночку, воду, мочалку, про­стынку. (Слова следует произносить медленно и четко, указывая на называемые пред­меты.) Сейчас Настя приготовит постельку для Кати». Ребенок подходит к кровати, а я говорю: «Вот Настя сняла покрывало» — и девочка снимает покрывало. Если ребенок выполняет действие медленно, лого­пед успевает еще раз сказать: «Настя сняла (снимает) покрывало». Далее он продолжает: «Сложила его аккуратно. Видите, дети, как Настя склады­вает покрывало? Сложила покрывало и повесила на стул. Аккуратно по­весила. Настя, откинь одеяло. Катя будет спать после купания».

Затем привлекаю внимание детей к кукле: «Посмотрите, дети, как радуется Катя! Она видит водичку. Водичку видит. Смеется Катя. Тя­нет ручки. Ручки тянет. Ей очень хочется купаться! Сейчас мы разденем Катю. Снимем всю одежду: и платье снимем, и трусики снимем, и руба­шечку снимем. Все снимем. Ведь купать ее нужно голенькую. Мамы все­гда раздевают детей перед купанием». Приглашаю  детей по одно­му помогать раздеть куклу. Свои и действия детей сопровождаю ре­чью: «Сначала снимем платье. Саша расстегивает пуговицы. Одну пуговицу расстегнула. Еще пуговицу расстегнула. И снимает платье. С одной руки сняла рукав и с другой руки снимает рукав. Что мы сняли?» Дети отвеча­ют: «Платье». — «Правильно, платье сняли. Саша, повесь платье на стул (на спинку стула). Садись, Саша. А Наташа поможет снять трусики (кол­готки, рубашечку, маечку)» (в зависимости от того, во что одета кукла).

Продолжаю: «Вот и раздели нашу Катю. Все сняли: и платье, и рубашечку, и трусики. Стала она голенькая. Можно купать Катю».

Подготовленную воду (горячую и холодную) наливаю в ван­ночку, сопровождая действия речью: «Я наливаю горячую воду. Ой-ой, какая горячая вода! Катя будет плакать. Дети, как она будет плакать?» «У-у-у-у», — отвечают дети. «Надо налить холодной воды. Я наливаю хо­лодную воду. Теперь вода стала теплая. Наша Катя не будет плакать. И не простудится. Потрогайте, дети, какая теплая водичка в ванночке». Дети опускают пальцы в воду. Если кто-то из детей не делает этого, настаивать не следует. «Какая вода в ванночке?» — спрашивает логопед. «Теплая». — «Можно купать Катеньку?» — «Да (можно)». Затем логопед обращается к кукле: «Иди, Катенька, купаться». А потом и к детям: «Давайте вместе позовем Катю: иди купаться, Катя! Иди, Катя!» Дети непроизвольно зовут, кто как может. А логопед продолжает: «Садись в водичку, Катя. Вода теп­лая. Скажите Катеньке, какая водичка». — «Теплая». — «Это у меня мыло, Катя. Сейчас мы намылим голову. Вот так. Что мы намыливаем?» — «Го­лову». — «И вымоем волосы. Вот так мы вымоем голову. (Прошу детей подержать куклу, помыть ей руки (ноги), полить водой.) И лицо тоже вымоем: носик вымоем, уши вымоем — все вымоем. Что я мыла Кате?» — «Уши, нос, рот». После этого логопед повторяет названные детьми слова, но уже в предложениях или словосочетаниях. Например, он спра­шивает: «Что я мыла Кате?» — «Рот». — «Правильно, рот я мыла Кате. А что еще?» — «Щеки». — «Да, да и щеки мыла. А кто мне помогал?» — «Саша». «Теперь возьмем мочалку, намылим ее. Мочалку намылим. Вот как я намыливаю мочалку. Вымоем тело, спину вымоем, грудь вымоем, животик вымоем, руки вымоем и ноги вымоем — все вымоем». Логопед делает паузы, чтобы его речь совпадала с действиями. Когда все действия с куклой вы­полнены, логопед спрашивает детей: «Что я мыла, дети?» После вопроса логопед показывает еще раз, как моют спину, живот и т.д., облегчая тем самым поиск нужного слова. Если дети что-то не называют, логопед напо­минает им: «Спину вымыли. Живот вымыли. И руки вымыли» и т.д.

Теперь надо смыть мыло. Таня, помоги мне. Возьми лейку. Поливай из лейки. Сначала полей на головку. И на лицо полей. Теперь полей на спину. И на животик. Полей на руки и на ноги. Смыли мыло. Чистая Катя. Вот и выкупали Катю. Она стала чистая и румяная. Надо вытереть ее скорее, что­бы не озябла Катя. Чтобы не простудилась наша Катенька. Настя, помоги мне вытереть Катю». Вытираю  куклу полотенцем, приговаривая: «Головку вытрем полотенцем. И лицо вытрем. Глазки тоже надо вытереть. И щеки, и уши. Что мы вытерли?» Дети отвечают однословно, а я  как бы повторяя их слова, но уже в словосочетании или предложении: «Голову вытерли, лицо вытерли. Правильно Настя сказала, что глазки вы­терли. Да, да, и рот вытерли, и щеки. Все вытерли. Теперь я вытираю руки. А Настя держит Катю. Что я вытираю?» — «Спину, грудь, живот, ноги, руки». — «Заверну Катеньку в простынку и положу в кроватку. Спи, Катенька, а мы пойдем гулять. Скажите Кате, дети: спи, спи, Катя!» — «Спи, спи!» Еще раз повторяю: «Спи, спи, Катя! А мы пойдем гулять!» И дети уходят.

Подобные занятия следует строить таким образом, чтобы они содержали образцы речевого поведения, способствовали формирова­нию внимания к речи, а также актуализировали имеющиеся у детей речевые средства. Важно на первых занятиях создавать такие усло­вия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т.д.

С этой целью, например, в только что описанной игре я побуждаю  детей к высказываниям, задавая вопрос: «Что мы вымы­ли?» — «Живот, руки…». Необходимо отметить, что такие ответы детей не следует смешивать с хоровыми, когда требуется что-то по­вторить вслед за логопедом. Дидактические игры должны быть направлены на овладение пред­метными действиями. Как правило, после таких игр дети переносят полученные навыки в сюжетно-ролевую игру. Поэтому с куклой можно провести целую серию игр, воспроизводя в них сюжеты из реальной жизни: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Напоим куклу чаем».


Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС нового поколения

Чижова С.Г., учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад «Светлячок»

У кого есть здоровье – у того есть надежда
У кого есть надежда у того есть всё!

   Эта восточная мудрость определяет два самых главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия:
Первый – здоровье, было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, так как  дает предпосылки к развитию и совершенствованию души и тела;
Второй – здоровье является высшей  ценностью общества, поскольку качество человеческой жизни  и состояний человека  есть достояние не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. Чем выше ценится здоровье человека,  тем выше ресурс и потенциал развития самого общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство.
Решение проблем сохранения  и укрепления здоровья в настоящее время является приоритетным направлением государственной политики. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является уровень сформированности компонентов здоровья. Именно поэтому формирование здорового образа жизни  должно начинаться в детском саду.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи.
Плохо говорящие дети, начиная осваивать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая  задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно  отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
 Здоровьесберегающие образовательные технологии – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов и др.).
Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка спо­собствует формированию у него осознанной потреб­ности в здоровье, пониманию основ здорового об­раза жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.
Эффективной профилактикой снижения речевых нарушений детей, является дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка,  укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. И наша задача научить детей правильно дышать.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
В своей работе я использую следующие упражнения:

«Кораблик»
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

    «Снег»
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Футбол»
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».

«Мыльные пузыри»
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

«Чайник закипел»
В стакан наливаю 150 граммов воды и вставляю в воду трубочку для коктейля. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку – чайник закипает, усиливаем выдох – он кипит, ещё усиливаем выдох – вода бурлит. Не забываем — плечи не поднимать!

   Хорошо известно о взаимосвязи речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Владея своими руками, ребенок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развития речи ребёнка. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Помогают нам в этом игры:
с пальчиками;
со спичками (без серной головки);
с пластилином;
с бумагой;
карандашом, крупой, бусами, орехами (перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш);
штриховка фигур, проведение заданных линий, обведение по контуру, аккуратное раскрашивание картинок — всё это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

   Успешная коррекционно-развивающая работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т.к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показывают, что работоспособность, качество усвоения программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Весь комплекс здоровьесберегающих мероприятий помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.


Презентации

Консультативный пункт как интерактивная форма работы с родителями

Специфика обучения грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи